Пандемия COVID-19 вскрыла и углубила разрыв в области социальной защиты между странами с высоким и низким уровнем доходов.
ЖЕНЕВА (Новости МОТ). Хотя в период кризиса, связанного с пандемией COVID-19, повсюду в мире наблюдался беспрецедентный рост масштабов социальной защиты, ее по-прежнему полностью лишены более 4 миллиардов человек, говорится в новом докладе Международной организации труда (МОТ).
Меры, принимавшиеся в противодействие пандемии, носили неравномерный и недостаточный характер, отмечается в документе. Это лишь углубило разрыв между странами с высоким и низким уровнем дохода и не позволило обеспечить достойную социальную защиту людям в тот момент, когда они в ней особенно нуждались.
Социальная защита подразумевает обеспечение доступа к медицинской помощи и гарантированного дохода, в частности при наступлении пожилого возраста, потере работы, болезни, инвалидности, получении производственной травмы, в период материнства, при потере основного кормильца, а также для семей, имеющих детей.
“Нам следует признать, что эффективная и всеобъемлющая социальная защита – важнейшее средство обеспечения не только социальной справедливости и достойного труда, но и устойчивого и стабильного будущего
Гай Райдер, Генеральный директор МОТ
«Страны мира находятся на переломном этапе, — заявил генеральный директор МОТ Гай Райдер. – Это ключевой момент, чтобы, оттолкнувшись от сделанного в противовес пандемии, выстроить системы социальной защиты нового поколения. Они помогут уберечь людей от новых кризисов и позволят работникам и предприятиям встретить многочисленные перемены, ожидающие нас в будущем, с уверенностью и надеждой. Нам следует признать, что эффективная и всеобъемлющая социальная защита – важнейшее средство обеспечения не только социальной справедливости и достойного труда, но и устойчивого и стабильного будущего».
В докладе «Социальная защита в мире в 2020-22 гг. Социальная защита на переломном этапе – на пути к лучшему будущему» (World Social Protection Report 2020-22: Social protection at the crossroads – in pursuit of a better future ) дается общий обзор последних изменений в области социальной защиты, в том числе касающихся обеспечения минимальных уровней социальной защиты, а также последствий пандемии COVID-19. В нем выявлены пробелы в сфере социальной защиты и сформулированы основные рекомендации программного характера, в том числе связанные с решением задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
В настоящее время лишь 47 процентов мирового населения пользуется хотя бы одним из видов социальной защиты, в то время как 53 процентам (4,1 млрд человек) их национальные системы социальной защиты не обеспечивают никакого гарантированного дохода.
В сфере социальной защиты наблюдаются серьезные диспропорции регионального характера. В наибольшей степени социальной защитой охвачено население Европы и Центральной Азии, где как минимум одним из ее видов пользуется 84 процента жителей. Показатель выше среднемирового имеет и Американский континент (64,3 процента). В Азиатско-Тихоокеанском регионе (44 процента), арабских государствах (40 процентов) и Африке (17,4 процента) в этом плане наблюдаются пробелы.
По-прежнему лишено эффективной социальной защиты подавляющее большинство детей в мире: лишь каждый четвертый ребенок (26,4 процента) пользуется тем или иным социальным пособием или льготой. Пособие по материнству в денежной форме получает только 45 процентов женщин, имеющих новорожденных детей. Пособие по инвалидности – лишь каждый третий человек с серьезными нарушениями здоровья (33,5 процента). Пособиями по безработице охвачено еще меньше людей: в реальности их получает только 18,6 процента безработных в мире. И хотя пенсию по старости в той или иной форме получает 77,5 процента людей пенсионного возраста, от региона к региону, между сельскими и городскими районами и между женщинами и мужчинами в этой сфере наблюдаются существенные диспропорции.
Заметно различаются и государственные ассигнования на социальную защиту. В среднем страны мира расходуют на эти цели (исключая здравоохранение) 12,8 процента своего валового внутреннего продукта (ВВП). При этом, однако, у стран с высоким уровнем дохода на социальную защиту уходит 16,4 процента ВВП, в то время как у стран с низким уровнем дохода – всего 1,1 процента.
Дефицит финансирования (дополнительные расходы, необходимые для обеспечения хотя бы минимального уровня социальной защиты всем населению) за время кризиса, связанного с пандемией COVID-19, вырос примерно на 30 процентов, говорится в докладе.
Чтобы гарантировать своим гражданам хотя бы минимальную социальную защиту, странам с низким уровнем дохода потребовалось бы дополнительно ассигновать на эти цели 77,9 млрд долларов США в год, странам с уровнем дохода ниже среднего – 362,9 млрд, странам с уровнем дохода выше среднего – 750,8 млрд в год. Это составляет соответственно 15,9, 5,1 и 3,1 процента их ВВП.
«Страны, которым для противодействия кризиса пришлось пойти на существенный рост государственных расходов, испытывают сильное стремление пойти на бюджетную консолидацию, однако урезание ассигнований на социальную защиту может иметь пагубные последствия: инвестировать в эту сферу необходимо прямо сейчас, — говорит директор департамента социальной защиты МОТ Шахра Разави (Shahra Razavi). – Социальная защита – эффективный инструмент, способный приносить широкие социально-экономические преимущества странам, находящимся на любых уровнях развития. Она служит основой развития здравоохранения и образования, обеспечения равенства, повышения устойчивости экономических систем, более упорядоченной миграции, соблюдения основополагающих прав. Чтобы выстроить системы, способные принести столь позитивные результаты, понадобятся, с одной стороны, финансовые вливания, а с другой – более действенная международная солидарность, особенно в плане поддержки беднейших стран. Однако в случае успеха его плоды ощутят не только отдельные страны, но и все мы».
Конкретные меры в области обеспечения всеобщей социальной защиты предлагаются в документе, озаглавленном «Глобальный призыв к действиям в целях ориентированного на человека восстановления после кризиса COVID-19» . Он содержит комплексную программу восстановления, единодушно одобренную в июне 2021 года государствами-членами МОТ в лице их правительств и организаций работников и работодателей.
https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_818409/lang—ru/index.htm